Железная дорога на первый взгляд представляет собой совокупную конструкцию, выполненную из рельсов и шпал. Но данная картина является не вполне верной, так как для того чтобы проложить такой железнодорожный путь необходимо не только уложить и закрепить рельсы и шпалы, но и создать земляную насыпь, возвести дополнительные конструкции например через реки или для обеспечения проезда поезда через гору. Кроме того в качестве устройства железнодорожного пути не последнюю роль играют различные дополнительные элементы, которые помогают на протяжении многих лет данной железной дороге сохранять свою прочность и надежность даже при постоянном воздействии факторов окружающей среды. И одним из видов таких дополнительных элементов можно назвать железобетонные железнодорожные лотки. Основным предназначением таких лотков является отвод грунтовых и осадочных вод от железнодорожных насыпей для исключения из размытия. В противном случае при постоянном действии грунтовых и осадочных вод, насыпь постепенно размоется и железнодорожный путь потеряет свою прочность и надежность, что при условии использования поездов людьми является недопустимым при обеспечении безопасности.
В настоящее время существует несколько видов таких лотков, основной классификацией которых является их месторасположения. Так выделяют лотки междушпальные и междупутьевые. Как первый, так и второй вариант представляют собой армированную бетонную конструкцию, состоящую из днища и боковых стенок. При укладке таких лотков на поверхность земли те их части, которые непосредственно контактируют с ней, должны обязательно обрабатываться обмазочной битумной гидроизоляцией для избегания их преждевременного разрушения.
Кроме того что железнодорожные лотки делятся на междушпальные и междупутьевые каждая из этих групп так же включает в себя несколько вариантов, которые отличаются друг от друга геометрическими параметрами. Так, например, междушпальный лоток Л100 имеет высоту 1,1 м и предназначен для прокладки трубопроводов с различным назначением и формирования теплотрасс. Для избегания засорений таких лотков вследствие загрязнений мусором их накрывают специальными крышками. При стандартных размерах лотка на один элемент требуется две крышки, чтобы полностью ограничить доступ извне без ее подъема. При необходимости в большей или меньшей высоте лотка можно выбирать элементы с другими геометрическими параметрами, которые так же предлагаются потребителю.